Произведение «Мещанин во дворянстве» было написано в 1782 году автором Денисом Ивановичем Фонвизиным. Это комедия в пяти действиях, которая представляет собой сатирическое изображение русской мещанской жизни и стремления мещан стать дворянами.
В центре сюжета произведения находится образ обычного мещанина Платона Каратаева, который в силу определенных обстоятельств начал преподавать своим двум дочерям принадлежащее дворянству искусство танца. Каратаев мечтает о том, чтобы его дочери вышли замуж за дворян, и тем самым поднялись по социальной лестнице. Однако мещане воображают дворянскую жизнь и дворянскую службу совершенно по-мещански, а их стремление к приобретению дворянского состояния сводится только к пустым снобским попыткам на вкус, внешне ничем не отличающим мещан от деловых людей.
В конце произведения обстоятельства слагаются таким образом, что Каратаев оказывается перед выбором – быть мещанином и в угоду татарскому хану продать своих дочерей или быть дворянином и соответствовать своему новому социальному статусу. Однако, вместо того, чтобы совершить этот выбор, он признает свои ошибки и приходит к выводу, что истинное дворянство – это несовокупность признаков, определяющих социальное положение, а внутренняя жизнь и духовное развитие человека. Таким образом, Каратаев находит свое осознание и понимание себя не только как мещанина, но и как человека, который способен самостоятельно принимать решения и отстаивать свою человечность.
Важна роль в произведении сына дворянина Фомы Головкина, Марьяна, который является истинным образом дворянкой. Он не презирает Каратаева за его мещанство и даже помогает ему осознать свои ошибки. Он считает, что дворянство должно быть не внешней оболочкой, а внутренним состоянием души, которое невозможно купить или приобрести деньгами. Марьян и Каратаев находят в процессе общения основанное на взаимопонимании и уважении друг к другу, позволяющее им надеяться на то, что их искреннему стремлению к истинным ценностям преодолеть различия в социальном положении мещанина и дворянина удастся найти путь к счастью.
Таким образом, «Мещанин во дворянстве» заканчивается победой идеалов человечности и искренности над снобизмом и лживостью. Главные герои произведения осознают, что истинное дворянство и высшие ценности находятся не во внешнем облике и общественном положении, а в духовном и внутреннем росте человека. Произведение заканчивается неким предчувствием начала новой жизни, новых истинных ценностей и истинных отношений между людьми, где социальный статус не играет определяющей роли, а значимость и уважение к человеку определяются его внутренними качествами и духовным развитием.
В конце произведения Фонвизин делает акцент на том, что идея дворянства, продвигаемая мещанами, является просто пустой трата времени и энергии. И истинно дворянское состояние не может быть достигнуто путем попыток имитировать или нарушить принципы истинных дворян или, наоборот, презирать их. Он приходит к мысли, что истинное дворянство заключается в соблюдении нравственности и человеческих ценностей, которые могут быть равно присущи как мещанам, так и дворянам.
Таким образом, произведение «Мещанин во дворянстве» заканчивается открытием новых истин о сущности дворянского и мещанского состояний. Фонвизин осуждает снобизм и ханжество мещан и дворян, адаптированность мещан к дворянству, однако не проверяет на практике прочность своей идеи о дворянстве, слишком уж ярко осудил своих героев, описывая их крайне негативно, а в конце заставляет пай вращаться, а Платона бросил. Это снижает критичность произведения, лишает его последовательности, и вместо того, чтобы рассудительный автор пойти по пути доказательства ослабления мещанства.