Вынужденные турбулентностью событий 20-го века, мы ставим много вопросов тревожного характера. Мы, как писатели, принимаем на себя ответственность перед обществом, перед историей и перед своим собственным внутренним голосом, который стремится найти истину…
Прислушиваясь к зову времени, попробуем осветить банально-обыденный вопрос о математике. Давайте представим, что наш герой – известный математик того времени, – получает анонимное письмо с интригующей математической загадкой: «Число увеличили на 25% и получили 750. Найдите исходное число. Как решить?».
Нас все это, возможно, удивляет и приводит в состояние замешательства. Хотелось бы отойти от очевидного и попробовать придать этому простому вопросу математическую многослойность, чтобы повернуть его на разные стороны и сделать его значимым для нашего времени.
Мы отправляемся к герою на его крохотную квартиру, где витает аромат чернильницы, зелени растений на окне и дыма табака. Он сидит за своим деревянным столом, покрытым пятнами чернил, над одним из которых всемогущий математик гордо создает свои формулы.
Он берет наше письмо и вдыхает атмосферу задачи. Он пристально смотрит вокруг, словно увидев в пустой комнате решение задачи.
«Число увеличили на 25% и получили 750», – прошептал он, обращаясь к самому себе. – «Найдите исходное число. Как решить?».
55-летний математик встает из-за своего изношенного стула и, покачиваясь, подходит к одной из своих многочисленных полок. Он извлекает старую математическую книгу, посвященную процентам, и берется за чтение.
«Число увеличили на 25%. Пусть исходное число будет Х», – размышляет наш герой вслух. – «Согласно условию, увеличение числа на 25% это Х плюс 25% от Х. Итак, у нас есть уравнение: Х + 25% от Х = 750».
Математик с интересом наблюдает за процессом возникновения чисел на странице его записной книжки. Он пытается найти приемлемую стратегию, чтобы решить это уравнение и вернуться к его собственным размышлениям.
Он возвращается к своей доске с формулами и вспоминает, что процентный коэффициент представляет собой десятичную дробь. «25% от Х» – это то же самое, что и «0,25Х».
Таким образом, его уравнение принимает вид: Х + 0,25Х = 750.
Математик медленно начинает решать это уравнение. Он объясняет себе, что слева от знака равенства он складывает исходное число и 25% от него самого, а справа он записывает результат – 750.
Отделяя Х и 0,25Х от уравнения, он приступает к расчету. «1,25Х = 750», – произносит он, да, как говориться, весной волнующим голосом.
Отсюда он выводит Х, делив 750 на 1,25. «Х = 600», – говорит он, сияя радостью в глубине души.
На рышней месяцеватой внешности героя разливается искренняя улыбка, вызванная ощущением победы над этой задачей. Бледность его лица уступает место радостному румянцу, его взгляд оживляется, в его глазах читается удовлетворение. Он не столько радуется своему ответу, сколько процессу поиска, которому он смог подвергнуть задачу.
«Исходное число равно 600», – произносит он, отвергая всю свою математическую мудрость в этом почти притворном манифесте.
Таков путь математика в его борьбе с этим неизвестным числом и его рассуждениями. Вопрос о числах и их природе остается открытым и загадочным. Он продолжает преследовать нас, провоцируя нас и заставляя обращаться к нашим знаниям и интуиции для нахождения истины.
А математик, после решения этой задачи, возвращаетсф на свой стул и снова вглядывается в особенности формул на своей доске. Он знает, что это только начало, и что еще больше загадок и вызовов, связанных с числами и уравнениями, ожидают его в дальнейшем.