Что понимает под «нигилизмом» И. С. Тургенев?

Иван Сергеевич Тургенев, русский писатель, один из величайших представителей русской классической литературы, был не только мастером психологического романа, но и наблюдателем и аналитиком духовного состояния своего времени. В рассказах и романах Тургенева часто звучат темы свободы, смысла жизни, судьбы и смерти, и одна из его ключевых концепций, влияющих на повествование, – это нигилизм.

Нигилизм – это философское учение, пронизывающее творчество Тургенева, идейный политический течение, которое начало формироваться в России во второй половине 19 века. Это была реакция на нерешенные проблемы и противоречия, с которыми сталкивалось общество того времени. Нигилизм вышел из философии Ф. М. Достоевского и его характерной чертой была отрицательная оценка существующего духовного, морального и социального состояния общества. Тургенев также является участником этой дискуссии, и его романы являются своего рода отражением и исследованием нигилизма как явления.

Тургенев вводит понятие нигилизма в свои произведения, чтобы раскрыть его сущность и представить свое видение проблемы. Он показывает, что нигилизм – это не только философское учение, но и эмоциональное и моральное состояние, кризис веры и надежды. В романе «Отцы и дети» (1862 г.), Тургенев представляет своего главного героя, Евгения Базарова, как типичного нигилиста. Базаров – это молодой атеист и материалист, не признающий ни авторитетов, ни традиций. Он отрицает идеалы и ценности прошлого, полностью отказывается от их слепого следования. Он выступает против лицемерия и ненужного формализма, что делает его довольно противоречивым персонажем.

Один из примеров, который иллюстрирует понимание Тургеневым нигилизма, — это сцена в Рослоговском доме в романе «Отцы и дети«. Здесь Базаров ведет беседу о нигилизме со своим другом и учителем Павлом Кирсановым, который представляет старую гвардию, приверженцев старых моральных и этических систем. Базаров аргументирует свой нигилизм, говоря, что нигилизм есть следствие несостоятельности старых идей и нравственных установок. Он призывает к разрушению старого мира и созданию нового, основанного на научных, прагматических принципах.

Еще по теме:  Что бывает голубым?

Однако, Тургенев не рассматривает нигилизм исключительно в отрицательном ключе. В романе «Безымянная» (1851 г.), он показывает персонажа Рудина, который смертельно больной, но остается оптимистом. Этот герой все еще ищет смысл жизни, несмотря на свои личные неудачи и невзгоды. Тургенев говорит, что в нигилизме есть некоторая полезная сторона – способность сомневаться и искать ответы на вопросы, которые встречаются на нашем пути. Он предлагает альтернативу – выстраивать свое мировоззрение независимо от авторитетов и существующих идей.

Таким образом, понимание Тургеневым нигилизма можно охарактеризовать как комплексное и сбалансированное. Он не рассматривает его как безысходный крик отчаяния, но и не отождествляет его с идеалом прогресса. В своих произведениях Тургенев представляет разные виды нигилизма – от циничности и равнодушия до поиска и идеализма. Он признает нигилизм как нормальную реакцию на кризис и неуверенность в будущем, но не стоит на его стороне.

В целом, Тургенев присваивал понятию нигилизма многогранность смыслов, видел в нем идею, противоречия, прогрессивные изменения в обществе и страдания личности. Он покажет нам, что нигилизм – это не просто безнравственность и разрушение, но и попытка найти смысл и истину в свете постоянного сомнения. Он задает важные вопросы о роли человека в обществе, о значимости всего сущего и вызывает нас задуматься над своими ценностями и установками.

Оцените статью
Добавить комментарий