Лев Николаевич Толстой неоднократно высказывался о своем масштабном романе «Война и мир», который является одним из величайших литературных произведений XIX века. Ответить на вопрос о том, что он сказал о своем произведении, является сложной задачей, так как Толстой выпускал из себя многочисленные мысли, размышления и рассуждения об этой книге в разных ситуациях своей жизни. Но я постараюсь представить основные идеи, высказанные им, и охарактеризовать свое видение их смысла.
Отношение Л. Н. Толстого к «Войне и миру» было сложным и противоречивым. С одной стороны, он рассматривал роман как одно из своих главных достижений и истинный грандиозный эпос о России времен Наполеоновских войн. Он писал о нем, что это «первый на Руси общественный всеобщий роман, построенный на основании явлений жизни всех слоев, всех классов, всех народов».
С другой стороны, Толстой критиковал свой роман и приходил к выводу, что он не достаточно истина и недостаточно близко передает реальность происходящих событий. Он писал:
«Всякое художественное произведение состоит не в том, чтобы показать что-либо, выразить что-либо и пр.; а в том, чтобы поразить людей и вызвать у них восприятие. Со сценами на поле Аустерлица и с торжественному возвращению Наполеона графа Бессонова я эту цель достиг. На точность действия и угол зрения прежде и не обращал нисколько внимания».
Толстой хотел, чтобы его роман был не только историческим эпопеем о войне и о России в начале XIX века, но и проникал в глубину мирской жизни, анализировал человеческую природу и осмысливал основные вопросы бытия. Он писал:
«Если бы я хотел сказать, что эпопея моя есть изображение великой бурной поры в истории человечества и особенной и фамозной битвы, то я много более тщательно бы изображал историческое положение. Но меня занимает не устройство германских армий и лагерей, не битва, а само течение жизни, дела и судьбы народов, войны самой всеми временами, битевую картины лекая, но беспрерывную великой, тысячами неуловимых полуто- варов одна к другой связанной долею смертных веков».
В «Войне и мире» Толстой сталкивал две основные темы: Вселенную войны, насилия, власти и правления, и Вселенную мира, домашней жизни и обыденности. Он писал:
«Лицо наше — только частица вселенной, и в том объясняется связь его с землею и небом и помыслы его, и победы и переживания и безумие. Он постигал весь мир и деталь за деталью и будет открыт человеку дальше дальности, и макромикромиру и все оного движения кратчайшее изображение».
Таким образом, Л. Н. Толстой рассуждал о своем романе «Война и мир» как о грандиозном произведении, оказавшем влияние на его собственное видение мира, но не являющемся полностью достаточным для выражения истины и проникновения в глубину человеческой природы. Он видел в своей книге попытку осмыслить не только исторические события, но и обычную жизнь людей, их повседневность и бытие. Он стремился найти основные законы человеческого бытия и выразить их в своем романе.
Толстой подчеркивал, что «Война и мир» — это не просто эпопея о Наполеоновских войнах и о России того времени, но и попытка проникнуть в саму суть течения жизни, анализировать основные вопросы бытия и дать ответы на них. Он видел свою книгу в контексте всей мировой литературы и утверждал, что «Война и мир» является первым на Руси истинно всеобщим романом, охватывающим все слои общества и все народы.
Тем не менее, Толстой всегда подчеркивал, что роман не является полностью достаточным для выражения истины и проникновения в глубину человеческой природы. Он критиковал свою книгу за недостаточную точность действия и угла зрения и отмечал, что его целью было не только показать исторические события, но и вызвать у читателей восприятие и потрясение. Он хотел, чтобы «Война и мир» был не только эпическим романом о войне, но и непосредственно касался человеческой природы и ее проблем.
В целом, можно сказать, что Толстой видел свой роман «Война и мир» как попытку обрести истину и выразить ее в литературной форме. Он стремился к глубокому осмыслению человеческого бытия и анализу его основных вопросов. Однако он признавал, что роман имеет свои ограничения и не может полностью передать реальность событий и человеческую природу.