«Изврат» – это понятие, которое пользуется особой популярностью в литературе XX века. Оно олицетворяет собой некую трансгрессивность, выход за рамки принятых норм и стандартов. Именно в рамках этого понятия писатели начинают исследовать темы, которые до этого были запретными или скрытыми под маской приличия.
Одной из основных черт извращения в литературе является желание автора шокировать читателя, вызывать его негативные или контринтуитивные реакции. Извращение может проявляться в разных формах и на разных уровнях текста – в сюжете, структуре, стиле и т.д.
Если говорить о сюжете, то в качестве извращения может выступать, например, убийство, насилие или сексуальные извращения. Подобные темы, как правило, вызывают отвращение у обычного читателя, и поэтому они становятся тематической особенностью таких произведений.
Извращение может характеризовать также и структуру произведения. Автор может играть с временными рамками, нарушать правила линейности повествования, вносить неожиданные смены сюжета и прочие стилистические приемы, создающие некую путаницу и нестабильность.
Текст можно считать извращенным также по своему стилю и языку. Писатели осознанно могут бросать вызов общепринятым нормам и стандартам языка – использовать необычные слова, не соблюдать синтаксические правила, играть с метафорами и т.д. Все это может создать ощущение дезориентации у читателя и вызвать у него отторжение.
Очень известными примерами литературного извращения являются произведения Зигмунда Фрейда и Маркиза де Сада. Фрейд сформулировал теорию о половой пассивности, где он утверждал, что женщине свойственна пассивная роль в сексуальных отношениях. Де Сад, в свою очередь, открыто писал о сексуальных извращениях, насилии и прочих патологиях. Их произведения вызывали и продолжают вызывать довольно сильное ощущение шока и отвращения у читателя.
В целом, извращение в литературе XX века можно рассматривать как способ полемики с устоявшимися ценностями и нормами общества. Писатели, обращаясь к темам извращения, выступают против институционизированной морали и успокаивают свое собственное сознание. Они стремятся разрушить общепринятое представление о нормальности и показать, что граница между нормой и извращением очень тонка.
Одной из причин, по которой извращение стало активно использоваться в литературе XX века, можно назвать общественные изменения, происходившие в эпоху индустриализации и модернизации. Формирование массового общества и все более значимая роль средств массовой информации привели к проблемам и диссонансу между общественными и индивидуальными ценностями. Писатели стали задаваться вопросами о сущности человека и его способности к зла, о стремлении к свободе и о границах дозволенного.
Таким образом, извращение в литературе XX века – это выражение индивидуального стремления писателя к самовыражению и протесту. Оно служит формой деконструкции и исследования общих идей и ценностей, а также формой вызова и шока для читателя. В совокупности все это создает особый литературный опыт и позволяет писателям расширить границы письма и воссоздать мир в соответствии с их индивидуальным видением.