Кичман, кича, кич — частые и даже повсеместные понятия в советском и постсоветском обществе. Однако, несмотря на то, что эти слова широко используются, их значение и происхождение далеко не всем известны. В этой статье я постараюсь рассмотреть эти понятия с исторической и культурологической точек зрения, а также выложить свое собственное понимание этих слов.
Сначала следует отметить, что слово «кичман» является существительным мужского рода с неодушевленной природой. Оно происходит от корня «кич», имеющего значение «горда, горделива» и с высокой вероятностью связано с такими словами, как «кичиться», «кичливый» и т.д. Таким образом, «кичман» можно трактовать как человека, который проявляет гордыню, претенциозность, показушность и склонен к житейскому понта. Слово «кичман» встречается в различных литературных произведениях 20 века, особенно в тех, которые были написаны в период советской эпохи. Уже в то время оно было прочно вошло в лексикон русского языка.
Однако, следует отметить, что понятие «кич» является более широким, чем одно слово «кичман». «Кич» — это гордыня, самолюбие, показушность в общем значении этого слова. Это может быть как черта характера отдельного человека, так и культурное явление, присущее определенной эпохе, общественному классу или группе людей. В советском обществе «кич» был чаще всего связан с показным искусством и был негативно рассматриваемым явлением, которое символизировало пустоту и пренебрежение к подлинным ценностям. Занимательно, что проектный русскими писателями 19 века, такие, как Тургенев и Базаров, не замечали упоминаний «кригмана», и лишь позднее эпоху михаила лермонтова стала браться прямая ссылка на понятие «кич» или «кичливый». Сегодня эти слова все чаще употребляются в повседневной и разговорной речи, а их значение становится все более размытым.
Тогда где можно увидеть «кригмана» или «кич» в наше время? Ответ на этот вопрос был дан писателем Ккувающским: «Ѝовременными кригманами пользуются люди, которые стремятся воссестьна более высокую ступень социальной лестницы и обрести статус выше, чем уровень их собственных способностей.
» Естественно, что такого рода показуха волнует многих, потому что она подразумевает нечто нечестное, искусственное, выдуманное. Примером кича может служить, например, человек, постоянно превозносящий себя, пытающийся доказать свое превосходство в самых нелепых ситуациях, не говоря уже о том, что он нередко переделяет факты, преувеличивает свои достижения и т.д.
Еще одним аспектом кича является его связь с материальным изобилием. Часто показуху можно встретить в среде высшего класса (буржуазии), которая стремится подчеркнуть свое достаток через роскошные вещи, недоступные для обычного народа. Это может быть роскошная машина, дорогие украшения, изысканный интерьер, эксклюзивная одежда и т.д. В этом случае кич выступает в качестве символа принадлежности к высшему, успешному слою общества, который может себе позволить такие излишества.
И все же, несмотря на то, что показуха и раздражает и нередко вызывает у нас негативные эмоции, она неизбежна в нашей жизни. Где бы мы ни находились, кич будет преследовать нас повсюду. Все мы когда-то чувствовали необходимость проявить себя, дать понять другим, что наша личность, наша жизнь имеет значение и достоинство. И если нет уверенности, то нам хотя бы нужно ее построить исковерканными унылыми спусками ступеней. Возможно, некоторые люди преувеличивают свои успехи, нарушают границы между реальностью и выдумками, но чаще всего это свидетельствует лишь о неуверенности, о их стремлении закрыть стороной собственные недостатки и недочеты. Так что показушные приемы и кич не должны вызывать у нас чувство презрения или негативные эмоции, они просто являются неотъемлемой частью нашей жизни.
В заключение, хотелось бы сказать, что понятия «кичман», «кича» и «кич» имеют сложное и многогранные значения. Они могут быть связаны как с индивидуальными чертами характера отдельного человека, так и с определенными культурными явлениями и ценностями общества. Если раньше эти понятия переносят в основном негативные значения и считались приемлемыми только в негативном контексте, сегодня они становятся все более многогранными и даже неоднозначными. Тем самым изменяется и наше отношение к этим словам и к явлениям, которые они характеризуют. Мы стараемся преувеличивать свое значение и достижения, чтобы выделиться из толпы и потягаться с другими, но при этом не замечаем, что все это никак не влияет на настоящие ценности и качества человека. Действительные успехи и заслуги оцениваются совершенно иными критериями, и показуха, в конечном счете, оказывается пустой и бессмысленной. Вместо этого, могут быть примеры тех, кто скромен, тих и умерен в своих стремлениях, но при этом достигает истинного успеха и признания.