Слово «сигнатура» имеет несколько значений в разных областях знаний, но одно из них особенно интересно и актуально для понимания его значимости в контексте 20 века. Сигнатура — это, в основном, понятие, используемое в музыкальной теории, которое обозначает уникальные характеристики или особенности стиля композитора или произведения.
Слово «сигнатура» происходит от латинского термина «signatura», что в переводе означает «помета» или «знак». Этот термин введен Гуго Римстким, немецким музыковедом, который работал в XIX веке. Римсткий использовал понятие «сигнатура» для описания структуры и характера музыкального произведения.
Сигнатура может применяться для определения основного тонального центра произведения. Например, в тональных музыкальных произведениях ключ, в котором оно написано, обозначается с помощью знаков (бемоль или диез). Эти знаки показывают, какие звуки нужно повышать или понижать по отношению к ноте по умолчанию. Например, перед первой нотой в таких произведениях может стоять один бемоль, что означает, что все ноты фа должны играться с пониженным звуком. Эта информация содержится в сигнатуре.
Сигнатура также может использоваться для определения общей структуры музыкального произведения, включая форму композиции. Музыкальные фрагменты часто имеют свою собственную сигнатуру, которая отражает их характер и сопряженные с ними идеи. Композиторы могут использовать сигнатуру, чтобы установить определенную атмосферу или передать определенные эмоции, переводя абстрактные идеи в музыкальный язык.
В музыкальной теории XX века понятие сигнатуры получило новое значение и стало основой для создания и анализа различных музыкальных школ и направлений. Многие композиторы этого времени, такие как Арнольд Шёнберг и его ученики во Второй Венской школе, использовали идеи сигнатуры для создания новых систем организации и интерпретации музыки.
Сигнатура стала частью модернистского подхода к композиции, где композиторы исследовали новые звуковые комбинации и провоцировали слушателей своими испытаниями классических структур и гармонии. Сигнатура стала основой для экспериментов и новаторства, возможностью отступить от установленных музыкальных норм и создать что-то уникальное и оригинальное.
Одним из наиболее заметных примеров использования сигнатуры в музыке XX века является метод двенадцати тонов, разработанный Шёнбергом. В этой системе музыкальные фрагменты структурируются вокруг предопределенного набора двенадцати нот, который может быть изменен и транспонирован, но не нарушен. Этот набор тональных материалов и указания для изменения нот принято называть сигнатурой.
Если рассматривать другие области искусства, то можно заметить, что понятие сигнатуры используется и в литературе. Сигнатура может быть общим стилем, подходом или символическими элементами, которые относятся к конкретному автору или произведению. В писательстве сигнатура может быть выражена через уникальный стиль, использование определенных тем или мотивов, структуру работы или образное повествование.
Например, в поэзии и прозе Анны Ахматовой можно найти ее индивидуальную сигнатуру — яркую эмоциональность, метафорическое повествование и фокус на внутреннем мире героев. У ее произведений часто есть определенная атмосфера или эмоциональный мотив, что является одной из основных черт сигнатуры.
Таким образом, слово «сигнатура» в музыкальной теории и литературе 20 века имеет глубокое значение и важность. Оно отражает уникальность композитора или писателя, его индивидуальный стиль и подход к творчеству. Сигнатура является способом выражения себя и передачи идей через определенные символы, знаки или характеристики. В 20 веке это понятие стало ключевым для создания и анализа новых творений и помогло сформировать идентичность и стиль крупных композиторов и писателей.