В рассказе Антона Чехова «Хамелеон» автор возводит перед читателем проблему обмана и ложи, выявляя весьма забавную ситуацию, однако в то же время подстерегая глубокую грусть.
Главным героем рассказа является человек по имени Иван Игнатьевич Шипов, который изобрел себе новую профессию — он стал хамелеоном. Имя этой неопределенной профессии уже само по себе вызывает улыбку, ведь хамелеоны известны своей способностью менять свой окрас и принимать видимость окружающей среды. Таким образом, герой рассказа занимается неким необычным делом, своеобразным вымогательством, с помощью которого он стремится заработать на жизнь. Фактически, он притворяется нуждающимся, каким-то бедняком, попадаясь под руку разным самоуверенным и богатым людям, которые, жалея его, расстаются со своими деньгами и вещами.
В рассказе ярко проступают смешные моменты, которые вызывают у читателя хохот. Весьма забавно читать о том, как Шипов вуалируетсебя и, притворяясь голодранцем и нуждающимся, ловит своих добытчиков на крючок. Желать насмешливого улыбки не может оставить эпизод, когда он, почувствовав в багаже купленного надежды генерала пинципство, не унимался, шутя настаивая продолжать отыгрывать свою роль. Генерал, возмущенный его поведением, был вынужден выложить миллион. Такие образы и ситуации часто вызывают у читателя смех.
Однако, за всей этой веселой фарсовостью скрывается грустный момент — насколько человек способен деградировать и жить на лжи. Когда-то Шипов был успешным переводчиком, однако его помешали дорогие желанием и любовь к роскоши. Именно поэтому, чтобы дальше жить быстро и престижно, он решился на такое низкопородно деяние. Фактически, он продал свою честь ради наживы, а это уже вызывает грусть.
Весьма занимательным кажется образ самого «хамелеона». Шипов выбрал эту свою новую профессию не случайно — он обрел себе второй шанс, сменив человеческую оболочку на хамелеона. Но вскоре он осознал, что на самом деле подобное превращение — это всего лишь нищета и скрывается в его человеческой натуре. В результате, Шипов снова возвращает себя в исходное положение — он возвращается к себе человеком. Данный эпизод свидетельствует о грустном факте, что человек не может отказаться от себя самого, от своей сущности.
Более грустной становится картинка полицейского, который отправляет Шипова в беседку и требует от него сложить оружие. Этот эпизод заставляет читателя задуматься о том, насколько заблужденными могут быть наши представления о людях. Полицейский, принимая вручение чаевых взяток, по прежнему считает себя законопослушным, несгибаемым человеком, не подозревая, что Шипов сделал себе сквозь него путь. Разочаровывающе и грустно осознавать, что даже такие люди, как полицейские, которым поручено охранять порядок и общественную добродетель, на самом деле могут быть покупными и чуть ли не беззлобными.
Также стоит отметить, что грусть в рассказе возникает из-за того, что Шипов не в состоянии повернуться вспять. Его совесть, вместе с ним, стала каменной. Он уже не может доверять окружающим, его разум и сердце нервнорасстроенные. Он, непомерно ожесточенный, остался безрадостным и искалеченным только поле обмана. Вокруг него появилось столько лжи, что и Вселенная начала казаться ему достаточно противоположной и смутной.