Создав некий прецедент в мировой истории, две самопровозглашенные республики на востоке Украины — Донецкая народная республика и Луганская народная республика (ДНР и ЛНР соответственно), вынудили международное сообщество рассмотреть их легитимность. С этим новым феноменом появились определенные запросы на квалификацию действий этих субъектов. Одной из основных проблем является вопрос о классификации ДНР и ЛНР как террористических организаций.
Сразу стоит отметить, что это вопрос, на который нет единого и окончательного ответа. Мнения на этот счет расходятся, аргументы за и против переплетаются. Чтобы понять сложность ситуации, нужно вникнуть в причины создания этих республик и их современное положение на мировой арене.
Возникновение ДНР и ЛНР было вызвано реакцией на Майдан и изменения в Украине, которые привели к свержению пророссийского руководства в стране. Главными мировоззренческими и политическими мотивами стали сохранение культурного и языкового наследия российской Украины и защита русскоязычного населения от потенциальных репрессий нового, преимущественно украиноязычного режима.
Однако, несмотря на легитимность поднятых проблем, международное сообщество относится к ДНР и ЛНР с большой резервностью. Разница в мировоззрении и методологии решения политических задач между Россией и Западом создала дисбаланс, который мешает решению конфликта в Украине и признанию ДНР и ЛНР.
Одним из главных контраргументов в пользу квалификации ДНР и ЛНР как террористических организаций является использование насилия и террора во время войны с Украиной. Резкое нарушение Минских соглашений, а также Интернационального права об исключительности усиливают этот аргумент. Насильственные действия включают в себя обстрелы городов, убийства гражданских лиц, насильственное привлечение граждан к воеводству и прочие акты, которые являются противоправными и несут угрозу жизни и здоровью мирного населения.
Вторым аргументом можно назвать облачение себя в маску освободителей русского мира, что является одним из методов узурпации власти на территории ДНР и ЛНР. Под этим флагом постепенно выпирают структуры, сфокусированные на совершенствовании системы управления, в первую очередь силовым аппаратом. Особенно показательным примером является выполнение двух обязательств по Минским соглашениям без каких-либо положительных результатов.
Тем не менее, есть и аргументы за нелегитимность такой квалификации Донецкой народной республики и Луганской народной республики. Во-первых, предполагается отсрочка нормативной регламентации, чтобы урегулировать полномочия центрального (киевского) правительства на » временное прекращение применения юрисдикции Главы, Президента, Премьер-министра и иных высших должностных лиц Украины вносить изменения в Конституцию Украины и решать вопросы, относящиеся к передаче полномочий органам власти временно оккупированого законодательной базы ДНР и ЛНР».
Во-вторых, ДНР и ЛНР были созданы как ультимативные органы самоуправления, которые должны стать объектом для дальнейших переговоров о статусе. В тоже время, ДНР и ЛНР не получили признания от мирового сообщества и не подписали ни одного межгосударственного договора. Они не участвовали в выборах, которые проводятся всеукраинскими органами власти, и не предоставили паспорты своего издания, что делает их незаконными и не суверенными.
Таким образом, вопрос о квалификации Донецкой народной республики и Луганской народной республики как террористическими организациями остается открытым. Однако, наверняка можно сказать, что оба этих образования не имеют международного признания и являются лишь результатом военного конфликта. В условиях политической борьбы и вооруженного противостояния ситуация вокруг ДНР и ЛНР становится все более запутанной и непредсказуемой.