Тургенев – это один из величайших русских писателей XIX века, и его произведения оставили неизгладимый след в истории литературы. В его романах и рассказах самым ярким образом прослеживается его любовь к истории, характеристики певцов, его отношение к природе и пустыне.
Тургенев был идеалистом, он верил в прогресс человечества, считал, что будущее наступит лишь после революции. Вся его литература наполнена символическим подтекстом, который позволяет читателю заниматься своими догадками и угадывать смысл, скрытый за явным описанием. Но особенно интересны его певцы, которые являются, по своему, одновременно метафорой самого Тургенева и его проницательности.
Первым делом изобразимого певца можно назвать Рудином. Этот герой, романа «Рудин», яркий пример романтического героя, неустанно ищущего идеал, но, несмотря на это, не способен совершить ни физическое, ни духовное действие. Рудин неспособен принимать решения и всегда оказывается в безысходной ситуации, потому что цена этих решений, иные источники которых можно найти в «Митиной любви» и в «Ася», повышена не всего-навсего его виной, определяется, с некоторым упрощением, его романтическим способом мышления.
Другим певцом, «некоего Рудина», является Базаров из романа «Отцы и дети». Базаров – ученый-материалист, бесстрашный и артикулированный, склонен делать все для «великой цели», внедрившейся под «дворянскую» поддельность. В этом, как было сказано выше, он, подобно Рудину, приходит к некому потустороннему источнику, обосновывающему его деятельность, соответствующей его бренному исходному положению.
Третий певец – это Дмитрий Санин из романа «Очарованный странник». Он представляет из себя крайность певцовских программ, предлагающих искусство в качестве альтернативы. Искусство для него полностью сведено к ролевому инструменту, затрагивающему все аспекты жизни общества. Эту роль он играет как отель, он сам вызывает сознание и ожидание у всех, будь то бедный поэт или преданный муж, понуждая к самореализации общества глазами и возможностями.
С самого начала Тургенев ставит свои романы в пустыню, которая также характерна для его героев. Пустыня, как причина бытия певцов, заменяет Европу. В пустыне человек ощущает абсолютную свободу, где он может взаимодействовать и познавать мир, не ограничиваемый своей национальной историей, национальным героизмом и национальным литературным языком. Поэтому пустыни выступают не только пространством возможностей, но и обязательными компонентами певческой природы.
Ставшая уже классикой литературы, эта книга навсегда оставляет читателя с проблемой читательского соперничества и систематического подхода. Она открыта и стремится к истине, открытой одновременно как историка и поэта, что приведет к ее картинах XIX века только одной риской, сопротивляющейся как исторической так искусственной системности.